МЕТКИ

Джиг-дорожка, или Ловля не по правилам

В этом материале нет ничего революционного, я просто хочу рассказать о своём взгляде на, казалось бы, обычные и известные нюансы спиннинговой ловли, о которых, возможно, кто-то просто не задумывался раньше… Все знают, что такое джиг и что такое «дорожка». Если упрощённо, первое – это способ ловли, когда оснащённую грузом приманку с помощью неравномерной проводки ведут непосредственно у дна или в толще воды, а второе – это проводка приманки методом буксировки за лодкой без помощи катушки и удилища. Оба способа в определённых условиях очень результативны и, несмотря на то, что формально считается, что они разные и несовместимые, вполне резонно возникает вопрос: а можно ли совместить джиг и «дорожку», сокращая время облова и поиска на обширных акваториях и не снижая результативность ловли? Давайте для начала разберём, в чём же основная «фишка» этих способов, а далее рассмотрим, как их можно совместить. Во-первых, следует разделить понятия «дорожка» и «троллинг». Несмотря на то, что принцип ловли по своей сути аналогичен, это разные способы, более того – троллинг запрещён к использованию во многих регионах нашей страны. И лично я полностью согласен с таким законодательным ограничением (ниже поясню на практическом примере, чем может заметно отличаться троллинг от нашей простой российской вёсельной «дорожки»)! То, что описывается в этой статье, вы никогда не сможете сделать при ловле с мотором. «Дорожка» на вёслах даёт рыболову возможность разнообразно манипулировать скоростью и курсом движения лодки, что и является её главным преимуществом. Ведь даже небольшую моторную лодку (не говоря уже о тяжёлом катере) почти невозможно провести рывками или резкими зигзагами – в отличие от лёгкой «надувнушки», которой под силу любые, самые сложные маневры на воде. Джиг в подавляющем большинстве ситуаций хорош тем, что мы можем облавливать самый сложный донный рельеф в большом диапазоне глубин. Иначе говоря, на одной проводке мы можем обловить даже крутые бровки и свалы на разных глубинах, проводя приманку над самым дном на всём протяжении проводки. С «дорожкой» это сделать невозможно, так как принято ловить на иные типы приманок, где чаще всего применяется воблер. А воблер, как известно, имеет свой заданный горизонт работы и не может, так же эффективно как джиг, отслеживать изменения глубины и всегда идти непосредственно над дном. Но «дорожка» (как уже отмечалось выше) имеет свой огромный плюс – возможность облавливать большие территории за относительно короткий промежуток времени. Это незаменимый способ в поиске стоянок рыбы, для последующего точечного облова спиннингом. Но даже в поиске «дорожка» не всегда эффективна, так как очень часто рыба (например, судак) стоит именно у дна и может не реагировать на приманку, которая проходит выше. И если на пути следования лодки профиль дна неравномерный, то участки с углублениями воблер будет проходить поверху, а ведь именно в этих складках дна часто и стоит хищник. Это неоднократно подтверждалось на рыбалках с моим постоянным напарником, который почти всегда ловит воблерами, а я джигом (что даёт возможность постоянно сравнивать результативность). На одном из участков реки, где мы часто ловим судака, много раз он ловился только джигом, так как стоял на дне узкой донной борозды, куда воблер загнать было просто невозможно. Даже применение моделей с быстрым заглублением не позволяло провести их у самого дна в нужном месте, и все попытки поймать судака именно на воблер не давали результата. Но стоило только подать на дно этой борозды джиг, как сразу следовала поклёвка (судак стоял максимально близко ко дну и игнорировал всё, что проходило выше какого-то, определённого им, горизонта). А воблер просто не может в этих условиях погрузиться на требуемую глубину, несмотря на все прилагаемые нами усилия. При ловле дорожкой всё обстоит ещё хуже. Горизонт проводки вообще среднестатический, и никакого разговора о детальном облове складок донного рельефа не может быть и речи. Теперь немного теории о джиге. Любой спиннингист скажет, что основа этого вида ловли – ступенчатая проводка, но при этом всегда согласится сделать поправку на то, что и волнообразная, и обычная равномерная проводка в придонном слое так же неплохо работают. А если мы к тому же используем большие активные приманки типа виброхвостов, создаваемые ими колебания по интенсивности и амплитуде уже близки к тем, что дают при игре воблеры и, соответственно, привлекают хищника с большего расстояния почти независимо от траектории своего движения (без обязательной «ступеньки»). К чему всё это предисловие? Давайте представим, что мы дорожим не воблером, а виброхвостом на джиг-головке. Описываю не теоретически, а так как это делаю я: к примеру, нужно мне осенью найти стоянки судака на участке, где основная глубина около 15 м, но дно не ровное, а с перепадами в пределах 3-4 м. Как раз в таких местах мы обычно и ловим судака. В это время года судак в основном стоит у самого дна и ловить его воблером неэффективно по причинам, обозначенным выше. Идеальный способ ловли в таком случае – джиг. Но если этот участок вам не знаком или по каким-то причинам рыбы нет на тех точках, где она, казалось бы, должна стоять, её надо искать. Но при этом облавливание большой территории стандартной джиговой проводкой, постоянно перемещаясь и каждый раз поднимая и опуская якорь, отнимает очень много времени. Можно, конечно, пустить лодку по ветру или течению и облавливать водоём в дрейфе, но движение лодки при этом далеко не всегда будет совпадать с нужным нам направлением. Как ускорить поиск и быстро прочесать территорию, облавливая нижние слои воды у самого дна независимо от его профиля? Вот мы и попробуем это сделать с помощью джиг-дорожки. Осенью при ловле на джиг судак и щука очень часто лучше ловятся на крупные силиконовые приманки с активной игрой, то есть на виброхвосты, и лично я отдаю предпочтение именно им, а для джиг-дорожки – это однозначно лучший вариант. Большая пятка виброхвоста активно играет, и её вибрации вкупе с движениями тела уже сами по себе достаточно привлекают хищника даже при равномерной проводке, а большие размеры приманки дополнительно стимулируют объект нашей ловли на решительную и уверенную поклёвку. Подведя итог, можно сказать, что одной из лучших приманок для джиг-дорожки можно считать крупный виброхвост, и теперь наша задача подобрать правильный вес груза, а также его форму. Вес, естественно, подбираем в соответствии с глубиной ловли, а также в зависимости от размера самой приманки и толщины шнура: чем меньше глубина, тем легче потребуется груз, и наоборот. Но следует учитывать, что вес огрузки нужно корректировать в соответствии с размером приманки, иначе будет происходить следующее: крупный виброхвост, который создаёт большое сопротивление движению в воде и имеет соответствующую подъёмную силу, на лёгком грузе и при небольшой глубине ловли будет просто выносить на поверхность, а вот небольшой твистер с прогонистой и обтекаемой формой потребует уже меньший вес огрузки даже на значительных глубинах. Не забываем учитывать соотношение веса и формы груза. Например, джиг-головка типа «сапожок» будет хорошо планировать в толще воды и легче подниматься вверх при увеличении скорости проводки даже при сравнительно большом весе. Это важно понимать при ловле на сильно пересечённом профиле дна. Приманка на лёгком грузе и с более планирующей его формой будет быстрее реагировать на изменение скорости проводки, что позволит легче манипулировать глубиной её погружения, а значит проще проходить подводные возвышения (даже если это крутой свал). И конечно, следует учитывать толщину плетёного шнура: чем больше его реальный диаметр, тем сильнее будет выносить приманку вверх, а значит, потребуется меньшая скорость проводки. Кроме того, надо учитывать, что манипулируя весом огрузки, мы, прежде всего, изменяем скорость проводки, а значит, и темп движения приманки в толще воды. Поставили более тяжёлый груз – надо увеличить скорость проводки, а значит, и сама приманка пошла быстрее. Уменьшили вес – снизили темп движения. Какая скорость лучше, можно судить только по реакции рыбы – в различных ситуациях она может быть разной. Скорость движения приманки – один из ключевых факторов, влияющих на клёв, поэтому нужно экспериментировать со скоростью движения лодки, а значит, и с весом огрузки, так как с лёгким грузом приманку невозможно провести у дна быстро (её будет выносить вверх!), и наоборот, излишне тяжёлый груз будет бороздить дно при медленной скорости проводки. Поэтому точного соотношения «размер приманки/вес груза» нет и применять можно (и нужно!) разные варианты. Если свести все эти нюансы вместе, можно вывести некие общие правила. При большей глубине ловли, размере приманки, толщине шнура и требуемой скорости проводки применяем больший вес груза, и наоборот, чем меньшая скорость проводки востребована, чем меньше глубина ловли и меньше размер приманки (её сопротивление движению в воде), тем более лёгкий груз применяем, плюс всё это дополнительно варьируем формой груза. Подбор правильного веса огрузки особенно важен при ловле на небольших глубинах, когда приходится использовать относительно лёгкий груз и даже небольшое изменение скорости лодки очень заметно сказывается на глубине проводки приманки. Например, вы ловите щуку вдоль тростника, на глубине менее двух метров, применяя большой виброхост. Если поставить излишне лёгкий груз, то даже при небольшом превышении требуемой скорости проводки приманку сразу вынесет к поверхности. А если груз поставить слишком тяжёлый, то при малейшем снижении скорости оснастка сразу начнёт «пахать» дно. Это происходит по причине почти горизонтального расположения лески при проводке (вектор её натяжения направлен в сторону, а не вверх, что позволяет приманке более свободно опускаться на дно), поэтому лично я предпочитаю ловить этим способом на глубинах свыше трёх метров. На последней осенней рыбалке прошлого сезона именно применение джиг-дорожки было максимально оправданно. Судака не оказалось на ожидаемых свалах в глубину, и после нескольких перестановок лодки и облова разных точек стало понятно, что он стоит на максимальной глубине (14-15 метров), в узкой яме, которая протянулась в длину почти на два километра. Почти после каждой перестановки в зачёте я имел пару поклёвок, а далее приходилось опять перемещаться. В итоге я понял, что судак рассредоточен на протяжении всей ямы, а не концентрируется на каких-либо точках, так как их попросту нет. Дно почти ровное, коряжник отсутствует, скопления бели в этом районе тоже не оказалось. Попытки стоять на одном месте и ждать проходного судака не увенчались успехом. Нужно было постоянно перемещаться. К тому же заметно лучше работали виброхвосты с активной игрой размерами более пяти дюймов, то есть все факторы сложились как нельзя лучше для прочёсывания территории именно джиг-дорожкой. Ровное дно с минимумом зацепов, почти одинаковая глубина на протяжении всей ямы и главное – рассредоточеность судака. Вот примерно с таких условий и можно начинать практиковаться в ловле джиг-дорожкой. Теперь немного о применяемых оснастках. Самый распространённый вариант – шарнирное оснащение «чебурашки» приманкой на офсетном крючке. Если же это стандартная джиг-головка, лучше применять незацепляющийся вариант с проволочной или иной защитой крючка. Ведь даже на сравнительно чистом дне обязательно найдётся если не коряга, то просто мусор, который незаметно для вас повиснет на крючке, а вы будете бороздить водоём, недоумевая, почему же так долго нет поклёвок. Можно использовать и разнесённые оснастки с поводком, где в качестве огрузки применять незацепляющийся вариант в форме длинного и тонкого цилиндрического груза (типа «тирольской палочки»), с оснащением приманки на лёгкой джиг-головке, офсетном крючке или двойнике. В этом случае количество зацепов сокращается на порядок и даже больше, но следует учитывать, что грузило потребуется вести как можно ближе ко дну, дабы сама приманка не поднималась слишком высоко. Поэтому расстояние между грузилом и местом крепления поводка желательно делать небольшим. Этот вариант ещё хорош тем, что груз, постоянно задевающий дно, поддёргивает леску, а значит, и приманку, что активизирует её движение.

Полная новость: Рыбалка онлайн! Ловля рыбы, отчёты о рыбалке, зимняя рыбалка

Похожие публикации

ВХОД ДЛЯ ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ

Войти через социальную сеть

Вконтактевойти Facebookвойти Twitterвойти

Или авторизоваться на нашем сайте

E-mail или Логин:
Пароль:
 

При авторизации на сайте Вы можете ввести как свой логин, так и адрес электронной почты. После ввода данных нажмите на кнопку «Войти».

Если Вы хотите зарегистрироваться или восстановить пароль, воспользуйтесь ссылками, размещёнными ниже.

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕВОССТАНОВЛЕНИЕ ПАРОЛЯ

ОТПРАВИТЬ ДОКУМЕНTЫ

УСЛОВИЯ ОТГРУЗКИ ТОВАРА СО СКЛАДА

ОПИСАНИЕ МОДЕЛИ

ИЗОБРАЖЕНИЕ ТОВАРА

ЗАКАЗ

СКАЧАТЬ СЧЕТ

ТРАНСПОРТНАЯ КОМПАНИЯ

Настройки

Загрузки

Загрузка заказа из файла

Информация о заказе



Оформляемый заказ не содержит ни одного товара. Для составления заказа перейдите, пожалуйста, на страницу «Каталог товаров».

Информация о заказе

Информация о заказе



Вы должны указать предельную дату поставки.

Пожалуйста, воспользуйтесь настройками режима предзаказа.

СПРАВКА

СКАЧАТЬ ВЗАИМОРАСЧЁТЫ