МЕТКИ

Рыбалка и суеверия

В цивилизованных странах бытовали свои суеверия. Веками непреложной истиной было то, что в понедельник нельзя было начинать никакое серьёзное дело. Поэтому никто из рыбаков не отваживался ловить рыбу в этот «тяжёлый» день на реке, озере, а тем более в море, веря, что выход в море в понедельник равносилен самоубийству. Кроме рядовых понедельников, особо «роковой» датой считался первый понедельник апреля. На нём, как говорили, лежит «каинова печать»: в этот день своего рождения библейский Каин, сын Адама и Евы, убил из зависти своего кровного брата Авеля. Таким же «роковым» значился понедельник на второй неделе августа – день испепеления огнём, посланным с небес, городов Содом и Гоморра, жители которых погрязли в распутстве. Вторник рыбаки тоже недолюбливали. Например, рыбный рынок в Виннебе (Гана) каждый вторник и сегодня пустеет. Не выходят в море в этот день и рыбаки. Всё дело в том, что, по старинному преданию, море было создано богами во вторник и во вторник же в морских водах поселился морской бог. Вот по этой причине рыбаки из далёкой африканской страны в этот день стараются не искушать судьбу, предполагая, что их выход в море обязательно закончится неудачей. «Тяжкие сети – тяжёлый улов». Нельзя точно сказать, существует ли у рыбаков южноиндейского штата Керала такая пословица, но поверье существует. Считается, что если сеть было легко нести в лодку, улов унесёшь в одной руке. Есть и ещё поверье: никоим образом не носить сети мимо индуистского храма: индуизм ведь против убийства живых существ, а пойманной рыбе, как вы понимаете, вряд ли уготована долгая жизнь. Однако перенесёмся в Россию, где 15 апреля – день в честь преподобного Тита Чудотворца и мученика Поликарпа – называли Тит-Поликарпов день. Рыбаки верили: если к этому дню лёд на водоёмах не ушёл, будет плохой лов рыбы. А 16 апреля наступал Никита Водопол – так назывался день преподобного Никиты Исповедника. Рыбаки примечали: «Если на Никиту лёд не прошёл весь, лов рыбы весь сезон будет плохой». Верили, что в этот день просыпается от спячки водяной. Многие суеверные рыбаки приходили в полночь полакомить его гостинцами. Происходило это так. Покупали у цыган самую захудалую лошадь, не торгуясь, за трое суток до Тит-Поликарпова дня. В эти трое суток рыбаки старались откормить её хлебом и конопляным жмыхом. В последний вечер вымазывали лошадиную голову мёдом с солью, в гриву вплетали множество красных лент, ноги спутывали верёвками, через шею перекидывали два старых непригодных жернова. Ровно в полночь отправлялись к реке. Если лёд не прошёл, связанную лошадь опускали в прорубь. Если же река ещё очистилась ото льда, то сами рыбаки, садясь в лодки, старались утопить лошадь посреди реки. В это время старший из рыбаков находился на берегу, прислушивался к реке и подавал знак остальным, когда можно утопить лошадь. И большое несчастье подстерегало рыбаков, если водяной отказывался от угощения или переходил в другой водоём. По их замечанию, водяной всю зиму лежит в воде и спит крепким сном. Просыпается злой, голодный и сердитый, с досады и голода ломает лёд, замучивает мелкую рыбку до смерти, а большая уходит сама от него в другие реки. Если же его задобрить гостинцем, водяной стережёт рыбу, переманивает из других рек, спасает рыбаков от бури и потопления, не рвёт бредни и неводы. Во время своего гнева водяной три дня дожидается гостинца, а если рыбаки запоздали с подношением, то он, истребив рыбу, перебирается в другой водоём. Желание водяного получить гостинец узнаётся по сильному колыханию воды и глухому стону. По поверью, водяной ухитряется призывать к себе рыбу из чужих рек и озёр. Так объясняли в прошлом умаление и полное исчезновение рыбы в тех или других водах. Объясняли это и несколько иначе, уверяя, что один водяной проиграл всё своё добро другому. Так, о водяных Кончозера и Пертозера рассказывали, что они, как соседи, играли то ли в карты, то ли в шары, и первый выиграл у последнего всю ряпушку. С тех пор эта рыба перестала ловиться в Пертозере. Помимо гостинца, рыболовы чествовали водяного жертвенным возлиянием. Старший из них выливал в реку масло, приговаривая: «Вот тебе, дедушка, гостинцу на новоселье! Люби да жалуй нашу семью». По первой щуке, пойманной весною, судили о будущем урожае хлеба: если икра в щуке толще к голове, то лучший урожай будет от ранних посевов, а если к хвосту, то от поздних – ровная же икра предвещала посредственный урожай. Хребтовые кости щуки подвешивали к воротам как средство, предохраняющее от повальных болезней, а щучьи зубы собирали и носили при себе, чтобы в летнюю пору не укусила ни одна змея. Между прочим, верили, что водяной часто оборачивается рыбой, и по преимуществу – щукой.

Полная новость: Рыбалка – Охотники.ру. Главный охотничий портал рунета

Похожие публикации

ВХОД ДЛЯ ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ

Войти через социальную сеть

Вконтактевойти Facebookвойти Twitterвойти

Или авторизоваться на нашем сайте

E-mail или Логин:
Пароль:
 

При авторизации на сайте Вы можете ввести как свой логин, так и адрес электронной почты. После ввода данных нажмите на кнопку «Войти».

Если Вы хотите зарегистрироваться или восстановить пароль, воспользуйтесь ссылками, размещёнными ниже.

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕВОССТАНОВЛЕНИЕ ПАРОЛЯ

ОТПРАВИТЬ ДОКУМЕНTЫ

УСЛОВИЯ ОТГРУЗКИ ТОВАРА СО СКЛАДА

ОПИСАНИЕ МОДЕЛИ

ИЗОБРАЖЕНИЕ ТОВАРА

ЗАКАЗ

СКАЧАТЬ СЧЕТ

ТРАНСПОРТНАЯ КОМПАНИЯ

Настройки

Загрузки

Загрузка заказа из файла

Информация о заказе



Оформляемый заказ не содержит ни одного товара. Для составления заказа перейдите, пожалуйста, на страницу «Каталог товаров».

Информация о заказе

Информация о заказе



Вы должны указать предельную дату поставки.

Пожалуйста, воспользуйтесь настройками режима предзаказа.

СПРАВКА

СКАЧАТЬ ВЗАИМОРАСЧЁТЫ