МЕТКИ

Рыбацкие суеверия

Многие народы всегда стремились оказать рыбам всякого рода почести и знаки внимания. Например, перуанские индейцы и по сей день верят, что все виды рыб произошли от одной-единственной рыбы, обитавшей в «верхнем мире» (т. е. в небе) – эта рыба, мол, проявила заботу об индейцах, отдав на прокорм племенам своё многочисленное потомство. Поэтому в области, где вылавливали больше всего сардин, поклонялись сардинам, в других районах – скатам, в третьих – налимам, в четвёртых – золотым рыбкам (по причине их красоты), в пятых – речным ракам. В местах, где рыба не водилась или где не знали, как её вылавливать, поклонялись крабам. Индейцы-квакиютль в Колумбии верили, что души лососей после смерти возвращаются в страну лососей. Поэтому они следили, чтобы кости и потроха лососей были выброшены в море, где при воскрешении в них мог бы вселиться дух лосося. Индейцы племени оттава из Канады старались не сжигать рыбьи кости из боязни вызвать недовольство духов рыб и их нежелание идти в расставленные сети. Исходили при этом из того, что душа убитой рыбы переходила в тела других рыб. Гуроны также не бросали в огонь кости рыб, чтобы души их не отправились предупредить других рыб не попадаться в сети сжигающих рыбьи кости гуронов. У них даже были люди, специализирующиеся на чтении рыбам проповедей, в которых они уговаривали рыб прийти в сети. На хороших «проповедников» был большой спрос. Французский миссионер Сагар, проживая в посёлке гуронов, пишет об одном таком проповеднике, который постоянно в своей речи убеждал рыб, что его соплеменники не сжигают кости: «На эту тему он распространялся с особой елейностью. Он упрашивал, заклинал, приглашал, умолял прийти рыбу в сети, быть мужественной, ничего не бояться: ведь она оказывает услугу своим друзьям, которые относятся к ней с уважением и не сжигают рыбьих костей». А жители острова Герцога Йоркского каждый год украшали каноэ цветами и папоротниками, нагружали (или делали вид, что нагружали) его деньгами в виде раковин и в возмещение ущерба, нанесённого рыбе прошлогодним уловом, пускали каноэ на волю волн. Чтобы снискать доверие остальных рыб, считалось особенно важным обойтись хорошо с первой пойманной рыбой, так как поведение остальных рыб якобы находится в прямой зависимости от приёма, оказанного их первой представительнице. Ещё более суровые меры предосторожности принимались, когда речь шла о первой рыбе в промысловом сезоне. Когда весной лососи начинали подниматься вверх по течению рек, все индейские племена, обитавшие вдоль Тихоокеанского побережья Америки и на берегах рек, устраивали им почётный приём. Они выходили навстречу первым лососям, поднявшимся по течению, и обращались к ним с почтительной речью: «О, рыбы, рыбы, вы все сплошь вожди. Да, вы все вожди». Индейцы-тлинкиты на Аляске также обращались с первым палтусом с надлежащей вежливостью, величая его вождём, и устраивали в его честь праздник, знаменующий начало промыслового сезона. Весной, когда только начинали дуть тёплые южные ветры и лососи поднимались вверх по течению рек, индейцы-кароки из Калифорнии исполняли «лососёвый танец», чтобы обеспечить хороший улов. Старейшина племени уходил в горы, где в течение десяти дней ничего не ел. Когда он приходил обратно, все его соплеменники разбегались в разные стороны, а сам он направлялся к реке, брал в руки пойманного первым лосося, съедал кусок рыбы, а остальную часть сжигал в коптильне – на священном огне. Ни один индеец не имел права ловить лососей до исполнения танца и в течение десяти дней после его исполнения, хотя бы семья умирала от голода. У тех же тлинкитов и у идейцев-кароков существовало поверье, что лососи не пойдут к рыбаку, который построил помост для ловли лососей из стволов деревьев, подобранных на берегу реки, где лососи могли видеть его за этим занятием. Необходимые для этой цели стволы деревьев должны быть принесены с вершины самой высокой горы. Рыбак даром потратит свой труд, если второй год подряд воспользуется теми же опорами для сооружения помоста и запруды, «потому что старые лососи уже успели рассказать о них молодым». Айны, готовясь к началу рыбного сезона, обязательно соблюдали предписания ритуальной чистоты, которые сохранили до наших дней, а когда уходили на промысел, их оставшиеся дома жёны хранили строгое молчание, чтобы рыба, услышав их разговоры, не исчезла. Пойманную первой рыбу рыбак приносил с собой и проталкивал в хижину через небольшое отверстие, а не через дверь. Пронеси ей её через дверь, и «это не прошло бы незамеченным для других рыб, которые незамедлительно исчезли бы». По той же причине другие народности в отдельных случаях вносили в жилище добычу не через дверь, а через окно, дымовое отверстие или специально проделанную дыру в задней стене.

Полная новость: Рыбалка – Охотники.ру. Главный охотничий портал рунета

Похожие публикации

ВХОД ДЛЯ ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ

Войти через социальную сеть

Вконтактевойти Facebookвойти Twitterвойти

Или авторизоваться на нашем сайте

E-mail или Логин:
Пароль:
 

При авторизации на сайте Вы можете ввести как свой логин, так и адрес электронной почты. После ввода данных нажмите на кнопку «Войти».

Если Вы хотите зарегистрироваться или восстановить пароль, воспользуйтесь ссылками, размещёнными ниже.

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕВОССТАНОВЛЕНИЕ ПАРОЛЯ

ОТПРАВИТЬ ДОКУМЕНTЫ

УСЛОВИЯ ОТГРУЗКИ ТОВАРА СО СКЛАДА

ОПИСАНИЕ МОДЕЛИ

ИЗОБРАЖЕНИЕ ТОВАРА

ЗАКАЗ

СКАЧАТЬ СЧЕТ

ТРАНСПОРТНАЯ КОМПАНИЯ

Настройки

Загрузки

Загрузка заказа из файла

Информация о заказе



Оформляемый заказ не содержит ни одного товара. Для составления заказа перейдите, пожалуйста, на страницу «Каталог товаров».

Информация о заказе

Информация о заказе



Вы должны указать предельную дату поставки.

Пожалуйста, воспользуйтесь настройками режима предзаказа.

СПРАВКА

СКАЧАТЬ ВЗАИМОРАСЧЁТЫ