МЕТКИ

Нагрузки при забросе

Забросить достаточно далеко тяжёлую оснастку – именно такая задача очень часто стоит перед рыболовами, особенно перед теми, кто ловит рыбу донными удочками с берега. Каким для этого должно быть удилище? Какой прочностью на разрыв должна обладать леска? Какой груз и как далеко можно забросить с помощью уже имеющихся в распоряжении рыболова удилища и лески?

На спиннинговых удилищах указан рекомендуемый для заброса вес приманок (кастинг, тест). Сейчас в продаже есть изделия с кастингом 100 г и больше. Это очень мощные удилища, и многие рыболовы используют их для донной ловли. На специально же предназначенных для этого вида рыбалки карповых удилищах рекомендуемый для заброса вес оснастки не указывается. Они различаются между собой по мощности (оптимальной нагрузке). Её величина в фунтах (lbs) нанесена на комлевом колене удилища и соответствует тому минимальному весу, который, будучи закреплённым на последнем кольце (тюльпане) горизонтально расположенного удилища, изогнёт вершинку под прямым углом относительно комля.

Для определения оптимального веса оснастки P0 исходя из мощности удилища Fуд используется формула:

P0 = Fуд / 16 - 20%

При помощи этой формулы (1 фунт = 454 г) нетрудно подсчитать, что при забросе оптимальным, например, для двухфунтового удилища будет груз весом 45,4 г (2 * 454 / 16 - 20% = 45,4)

Это не означает, что нельзя забросить более тяжёлую оснастку. Можно, ведь хорошие карповые удилища изготавливаются достаточно прочными, они рассчитаны на нагрузки, значительно превышающие оптимальную, но заброс из-за несколько большего изгиба удилища будет менее эффективен. Бесконечно увеличивать вес забрасываемой приманки, конечно же, нельзя, ведь это может привести к поломке удилища. Но если вы всё же решили двухфунтовым удилищем забрасывать оснастку весом 150 г, то надо помнить о двух моментах. Во-первых, забрасываемый груз должен разгоняться плавно, без рывков, чтобы избежать дополнительных перегрузок. Во-вторых, углепластиковые удилища отлично держат нагрузку на изгиб, но очень плохо – на скручивание. В момент заброса кольца оказываются на внешней дуге изгиба удилища, что значительно повышает риск возникновения скручивающих нагрузок.

А теперь попробуем подсчитать, какие нагрузки испытывает леска в момент дальнего, например, стометрового заброса трёхметровым удилищем. На неё действуют две силы: центробежная и сила, необходимая для разгона оснастки. Первая действует только на леску, вторая ещё и изгибает удилище. Для того чтобы заняться определением их величин, необходимо сначала рассчитать скорость оснастки в момент начала полёта. Чтобы тело, брошенное под оптимальным углом 45° к горизонту, приземлилось (в нашем случае, вероятно, лучше сказать – приводнилось), пролетев расстояние в 100 м, оно должно иметь начальную скорость 31,3 м/сек. А если учесть, что существуют сопротивление воздуха, трение в кольцах сходящей лески и прочие тормозящие факторы, которые укорачивают заброс не менее чем на 20%, то становится ясно, что начальная скорость должна быть приблизительно 38-40 м/сек.

Приводить подробные расчёты нет, конечно же, никакой необходимости, укажем только данные, полученные в итоге. Сила, которая разгоняет груз, изгибает удилище и является одной из составляющих нагрузки на леску, при рассматриваемых нами условиях заброса в 16,15 раза больше веса забрасываемой оснастки.

На леску действует ещё и центробежная сила, величина которой определяется по формуле:

Fц = mV2 / R

Подставив в эту формулу уже известную нам скорость, а вместо радиуса – длину удилища, находим, что центробежная сила почти в 50 раз превышает вес забрасываемого груза. Сложив две действующие под прямым углом друг к другу силы и добавив 20% на запас прочности, получаем приблизительно такое соотношение: прочность лески или шнура при стометровом забросе трёхметровым удилищем должна примерно в 62 раза превышать вес забрасываемой оснастки. Речь, конечно, идёт о высокотехничном забросе, выполненном под оптимальным углом к горизонту.

Аналогичные соотношения были рассчитаны для разных по дальности забросов разными по длине удилищами. Расчёты производились с учётом 20%-го запаса прочности лески и предположения, что сопротивление воздуха и трение в кольцах понижают дальность заброса тоже на 20%. На основании произведённых расчётов была составлена таблица. С помощью таблицы можно определить, во сколько раз нагрузка на леску или шнур при определённой дальности заброса удилищем данной длины превышает вес оснастки.

Дальность заброса, м Длина удилища – 2,5 м Длина удилища – 3,0 м Длина удилища – 3,5 м Длина удилища – 4,0 м
50 38 32 27 24
75 56 47 41 36
100 75 62 54 47
125 91 76 65 57

Например, удилище длиной 2,5 м, предполагаемая дальность заброса 75 м, полный вес забрасываемой оснастки не более 100 г. Смотрим таблицу – при этом варианте заброса нагрузка на леску в 56 раз превышает вес забрасываемого груза, следовательно, прочность на разрыв лески или шнура должна быть не менее 5,6 кг.

Нагрузки при забросеПолученные данные можно применять при выборе не только основной лески, но и так называемого «стартового шнура». Это такой отрезок шнура повышенной прочности, который вяжется между грузом и основной леской и принимает на себя все перегрузки при забросе. Длина этого отрезка рассчитывается так, чтобы в момент заброса на шпуле катушки были намотаны хотя бы два-три его витка. Это позволяет использовать более тонкую основную леску, что улучшает чувствительность снасти и значительно уменьшает её «парусность» при забросе и при рыбной ловле на течении.

Нагрузки при забросеДля соединения основной лески и стартового шнура применяют специальные узлы. Если вы ставите стартовый шнур из толстой монофильной лески, то можно применить узел 1. Если же применяется плетёная леска, то связывается она с основной леской узлом 2.

Для большей надёжности узлы желательно проклеивать специальным клеем. Если специального клея у вас нет, то можно воспользоваться «Супермоментом».

Автор: В. Щербак
Источник: журнал «Рыболов-Украина»

Похожие публикации

ВХОД ДЛЯ ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ

Войти через социальную сеть

Вконтактевойти Facebookвойти Twitterвойти

Или авторизоваться на нашем сайте

E-mail или Логин:
Пароль:
 

При авторизации на сайте Вы можете ввести как свой логин, так и адрес электронной почты. После ввода данных нажмите на кнопку «Войти».

Если Вы хотите зарегистрироваться или восстановить пароль, воспользуйтесь ссылками, размещёнными ниже.

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕВОССТАНОВЛЕНИЕ ПАРОЛЯ

ОТПРАВИТЬ ДОКУМЕНTЫ

УСЛОВИЯ ОТГРУЗКИ ТОВАРА СО СКЛАДА

ОПИСАНИЕ МОДЕЛИ

ИЗОБРАЖЕНИЕ ТОВАРА

ЗАКАЗ

СКАЧАТЬ СЧЕТ

ТРАНСПОРТНАЯ КОМПАНИЯ

Настройки

Загрузки

Загрузка заказа из файла

Информация о заказе



Оформляемый заказ не содержит ни одного товара. Для составления заказа перейдите, пожалуйста, на страницу «Каталог товаров».

Информация о заказе

Информация о заказе



Вы должны указать предельную дату поставки.

Пожалуйста, воспользуйтесь настройками режима предзаказа.

СПРАВКА

СКАЧАТЬ ВЗАИМОРАСЧЁТЫ