МЕТКИ

Эксплуатация и ремонт спиннинговых катушек. Часть 2

Опытный рыболов-эксперт А. Мартыненко продолжает отвечать на вопросы об эксплуатации и ремонте спиннинговых катушек.

Первичная диагностика катушки

Вопрос: У меня постукивает катушка, как узнать, какая деталь катушки дефектна?

Ответ: Существует довольно простой способ определить, какая часть механизма катушки ответственна за «стук». Способ основан на разной частоте вращения различных узлов катушки.

Рассмотрим для примера катушку Sedona фирмы Shimano: за один оборот ручки ротор катушки совершает 5,2 оборота. Это означает, что если некоторый шум повторяется 5 раз за один оборот ручки катушки, то дефект необходимо искать среди деталей, находящихся в роторе. Это может быть роторная шестерня, детали сброса скобы катушки, детали механизма стопора обратного хода катушки. Если быть абсолютно точным, то стук может повторяться не только 5, но и 10, 15 и т. д. раз, то есть число раз, кратное 5.

Пойдём дальше – за два оборота ручки катушки ось со шпулей делает полный цикл движения «вперёд-назад». Это значит, что если что-то шумит с частотой один раз за два оборота ручки катушки, то за шум отвечают детали механизма подачи шпули «вперёд-назад». К ним относятся ведущая шестерня привода, совмещённая с ведущей шестернёй катушки, ведомая шестерня привода, а также ползунок.

Если шум постоянный, то в катушке могли «посыпаться» либо проржаветь подшипники или же повредились зубья ведущей либо роторной шестерни.

Механизм блокировки обратного хода катушки

Вопрос: У меня в катушке перестал работать стопор обратного хода. Он как бы держит, но при незначительном увеличении нагрузки проскакивает. Что с ним произошло?

Ответ: По всей видимости, вы просто сломали храповую шестерню стопора, если катушка с храповым стопором, а если в катушке стопор реализован в виде обгонной муфты, то вы сломали наружную обойму муфты. Чтобы было понятно, о чём идёт речь, поговорим о назначении стопора обратного хода катушки (с.о.х.к.) и о его конструкции.

Основным назначением с.о.х.к. является защита механизма катушки от чрезмерных нагрузок. Эти нагрузки могут возникать при рывках вываживаемой рыбы, при подсечке крупной рыбы, при ударной хватке голавля или жереха, при зацепах и т. д. Стопор блокирует вращение роторной шестерни и тем самым защищает зубья шестерёнок от разрушающих напряжений.

Эксплуатация и ремонт спиннинговых катушекЭксплуатация и ремонт спиннинговых катушекКонструктивно с.о.х.к. эволюционировал от примитивной шестизубчатой храповой шестерни, через многозубчатую шестерню, отлитую вместе с ротором, до элегантной обгонной муфты (Roller bearing) (фото 1, 2). Интересным моментом является то, что стопор в виде роллера появился в спиннинговых катушках почти одновременно с возникновением у рыболовов бума на шнуры. Возможно, именно шнур заставил конструкторов катушек разработать стопорный механизм мгновенного действия. Дело в том, что все блокировочные механизмы, основанные на храповых шестернях, имеют откат, то есть обратный ход ручки. Этот обратный ход в сочетании с нерастяжимостью и прочностью шнура часто приводил к разрушению храповой шестерни стопора, отлитой обычно из алюминиевого сплава.

Эксплуатация и ремонт спиннинговых катушекОбгонную муфту стопора иногда называют роликовым подшипником. Это не совсем верно, так как в настоящих подшипниках ни шарики, ни ролики не имеют возможности смещаться по радиусу подшипника – они могут только вращаться по кругу. Когда вы включаете рычаг стопора катушки, ролики в обгонной муфте принудительно смещаются к центру, зажимая внутреннюю обойму муфты, которая жёстко связана с роторной шестернёй катушки, тем самым блокируя обратный ход в катушке (фото 3).

Я был уверен, что с.о.х.к. в виде роликового подшипника – идеальное решение для подобного механизма. Думал, что тут уж ничего нельзя сломать, но не тут-то было… Первыми пали от рук наших спиннингистов роллеры катушек неизвестных фирм, а через некоторое время были сломаны роллеры в катушках известных фирм (Tica, Banax, Shimano). Что ломается в роллере и почему? Всё происходит в полном соответствии с законами физики: по третьему закону Ньютона действие равно противодействию, то есть с какой силой ролики давят на внутреннюю обойму роллера, с такой же силой они давят и на наружную обойму, и она лопается в одном месте. Эксплуатация и ремонт спиннинговых катушекОказалось, что наружная обойма в некоторых роллерах представляет собой металлокерамическое или литое кольцо, а не деталь, выточенную из цельного куска металла. Понятно, что прочность такого кольца невелика, особенно в случае приложения усилий, направленных по радиусу наружу.

Роллеры некоторых фирм полностью закрыты и не разбираемы (фото 4), поэтому сказать, из какого материала сделана у них наружная обойма муфты, нельзя, но после приложения значительных усилий они точно так же перестают блокировать обратный ход катушки. Значительные усилия в стопоре возникают при рывках с применением толстых и прочных шнуров. Я не призываю отказаться от прочных шнуров, а советую учитывать, что чрезмерные приложенные усилия запросто могут разрушить катушку.

Намотка лески на шпулю безынерционной катушки

Вопрос: От чего зависит качество намотки лески в спиннинговой катушке и как её можно улучшить?

Ответ: Качество намотки лески играет большую роль в спиннинговой ловле. Намотка должна быть ровной по всей длине шпули, без «бугров» и «провалов», которые приводят к появлению «бород» при забросах. Качественная намотка особенно важна при ловле тонкими лесками или лёгкими приманками, а также при дальних и сверхдальних забросах.

В основном качество намотки лески на шпулю определяется методом подачи «вперёд-назад» оси катушки, жёстко связанной со шпулей. Подача шпули переводит вращательное движение ручки катушки в поступательное оси со шпулей. Совсем как в паровозе, только наоборот: первичное поступательное движение поршня в цилиндре паровой машины необходимо перевести во вращательное движение колёс паровоза.

Эксплуатация и ремонт спиннинговых катушекЭксплуатация и ремонт спиннинговых катушекСуществует несколько механических способов осуществить эту передачу. Мы рассмотрим наиболее часто встречаемые. Первый способ – кривошипно-шатунный механизм (локомотивная передача) (фото 5), и второй – червячно-шнековая передача (просто червячная или бесконечный винт) (фото 6).

В среде рыболовов, использующих безынерционные катушки, бытует мнение, что червячная передача менее силовая, чем локомотивная. Это не так. Как пример можно привести мультипликаторы, в которых реализован червячно-шнековый механизм намотки лески на шпулю, а слабосильными их не назовёшь. Локомотивная передача обычно применяется в катушках с низкой и средней ценой (до 100 у.е.). Более дорогие имеют червячно-шнековую передачу, так как она обеспечивает очень качественную намотку.

Локомотивная передача состоит из приводной шестерни с пальцем, на который надет ползунок с прямой или S-образной прорезью, который винтом или специальной скобкой жёстко связан с осью катушки.

У локомотивной передачи есть мёртвые точки в крайних положениях пальца, что грозит возможностью заедания, а также тем, что леска наматывается с горбами и провалами. Дело здесь в том, что при равномерном вращении ручки катушки угловая скорость пальца приводной шестерни локомотива равномерна, а вот линейная скорость ползунка, надетого на этот палец, оказывается не совсем равномерной за полный цикл движения шпули, что и приводит к недостаткам намотки.

Червячно-шнековая передача состоит из приводной червячной шестерни, шнека с нарезанными двумя встречными канавками, а также ползунка с пальцем. Палец двигается по канавке. Эта передача обеспечивает равномерно-поступательное движение ползунка вдоль шнека и тем самым гарантирует качественную намотку лески на шпулю.

Нарезав на шнеке канавки с разным шагом, можно получить разную скорость движения шпули при её движении вперёд-назад, что с успехом использовано во многих катушках со сложной намоткой лески на шпулю. Это сделано для того, чтобы свести к минимуму вероятность образования «бороды» при забросе. Увеличив длину шнека, можно удлинить шпулю и уменьшить её глубину (шпули матчевые и Long Cast).

Способы устранения бугров и провалов лески на шпуле безынерционной катушки с передним тормозом

Для устранения провала в намотке у переднего бортика:

  • а) нужно опустить шпулю вниз, сняв подгоночную шайбу с оси, или установить более тонкие шайбы;
  • б) можно поднять вверх ротор катушки, подложив под него подобранную по толщине шайбу. Поднимая ротор, мы тем самым поднимаем вверх ролик лесоукладывателя по отношению к шпуле.

Если провал у заднего бортика:

  • а) необходимо подложить под шпулю дополнительную шайбу;
  • б) опустить ротор катушки вниз, убрав возможные подгоночные шайбы, надетые на роторную шестерню.

Для катушек с задним тормозом не существует способов регулировки намотки методом подкладывания шайб под шпулю, что связано со способом крепления шпули на оси катушки. Однако если в такой катушке используется червячный механизм подачи шпули, то отрегулировать положение шпули можно, подложив тонкие металлические шайбы под передний или задний конец шнека в червячно-шнековом механизме.

Эксплуатация и ремонт спиннинговых катушекШайбы, которые подкладываются под шпулю, можно изготовить при помощи просечек из полиэтилена, картона, тонкого гетинакса. Шайбы, подкладываемые под ротор, должны быть металлическими.

Если дефектами намотки лески являются небольшие бугорки и провалы, то можно воспользоваться следующим методом для их устранения. Обычно на шпулю под рабочую леску подматывают другую леску. Необходимо вручную намотать подложку таким образом, чтобы на ней был бугорок в том месте, где на рабочей леске есть провал, и наоборот.

Удивительно, но неправильная намотка лески может совершенно не зависеть от механизма подачи шпули. Однажды ко мне обратился спиннингист, у которого катушка внезапно начала неправильно укладывать леску: недоматывала у переднего бортика шпули, а у заднего бортика леска наползала на него. В данном случае фирма-производитель и тип катушки не имеют никакого значения, так как это могло произойти с любой катушкой любой фирмы. Оказалось, что в процессе хранения катушки или её эксплуатации дуга лесоукладывателя была деформирована так, что щёчка с роликом лесоукладывателя не доходила до упора градусов на 30. Вследствие этого ролик лесоукладывателя располагался на 1,5-2 мм ниже штатного положения по линии оси катушки и наматывал леску на задний бортик шпули.

Часть 1 Часть 2

Отвечал на вопросы: А. Мартыненко
Источник: журнал «Рыболов-Украина»

Похожие публикации

ВХОД ДЛЯ ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ

Войти через социальную сеть

Вконтактевойти Facebookвойти Twitterвойти

Или авторизоваться на нашем сайте

E-mail или Логин:
Пароль:
 

При авторизации на сайте Вы можете ввести как свой логин, так и адрес электронной почты. После ввода данных нажмите на кнопку «Войти».

Если Вы хотите зарегистрироваться или восстановить пароль, воспользуйтесь ссылками, размещёнными ниже.

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕВОССТАНОВЛЕНИЕ ПАРОЛЯ

ОТПРАВИТЬ ДОКУМЕНTЫ

УСЛОВИЯ ОТГРУЗКИ ТОВАРА СО СКЛАДА

ОПИСАНИЕ МОДЕЛИ

ИЗОБРАЖЕНИЕ ТОВАРА

ЗАКАЗ

СКАЧАТЬ СЧЕТ

ТРАНСПОРТНАЯ КОМПАНИЯ

Настройки

Загрузки

Загрузка заказа из файла

Информация о заказе



Оформляемый заказ не содержит ни одного товара. Для составления заказа перейдите, пожалуйста, на страницу «Каталог товаров».

Информация о заказе

Информация о заказе



Вы должны указать предельную дату поставки.

Пожалуйста, воспользуйтесь настройками режима предзаказа.

СПРАВКА

СКАЧАТЬ ВЗАИМОРАСЧЁТЫ