МЕТКИ

Эксплуатация и ремонт спиннинговых катушек. Часть 1

На часто задаваемые вопросы об эксплуатации и ремонте спиннинговых катушек отвечает опытный рыболов-эксперт А. Мартыненко.

Вопрос: Я решил смазать свою спиннинговую катушку. Разобрал, промыл детали в керосине, высушил. Смазал катушку, где надо, густой смазкой, где нужно – жидкой, и собрал по схеме. По всей видимости, правильно, так как после сборки «лишних» деталей не осталось.

Однако если до сборки катушка работала мягко, то после сборки начала «рычать». Что с ней произошло и можно ли это исправить?

Ответ: Когда-то давно я столкнулся с подобной проблемой и тоже был в растерянности. Даже отказывался брать катушки для проведения профилактического ремонта. Но потом я понял, в чём здесь дело и как нужно поступать, чтобы избежать этого.

Суть подобного явления заключается в том, что во время работы катушки ведущая и ведомая шестерни притёрлись друг к другу, и если после сборки вы поставите шестерни произвольным образом, то в результате получите нарушение плавной работы катушки.

Разбирая катушку, необходимо аккуратно снять крышку корпуса, под которой находится главный механизм катушки: ведущая шестерня, ведомая роторная шестерня и детали механизма подачи шпули вперёд-назад. «Аккуратно» – означает, что ведущая шестерня останется на своём месте, а не будет снята вместе с крышкой катушки. Для этого необходимо через отверстие в крышке для ручки придержать шестерню отвёрткой.

Эксплуатация и ремонт спиннинговых катушекПосле снятия крышки перед нами находится внутренний механизм катушки. Теперь необходимо отметить положение, занимаемое всеми шестернями по отношению друг другу. Для этого я чем-нибудь острым (шило, игла) делаю метки на роторной и ведущей шестернях (фото 1). После этой операции можно разбирать катушку дальше, а после промывания и смазывания необходимо поставить шестерни катушки в первоначальное положение, обозначенное метками, и мягкость хода катушки после сборки вам будет гарантирована. Правда, если этот мягкий ход был у вашей катушки до разборки.

Вопрос: Моя спиннинговая катушка нормально работает при малых нагрузках. Однако если нагрузка возрастает, что бывает при ловле на крупную вращающуюся блесну или при ловле на сильном течении, то катушка начинает работать очень тяжело и её даже изредка подклинивает. В чём причина возникновения такого нарушения в работе катушки и как от этого избавиться?

Ответ: Точно ответить на этот вопрос довольно сложно, так как неясно, какой размер вашей катушки, а также новая она или нет.

Для спиннинговой катушки небольшого размера (1000 или 2000 по классификации Shimano) блёсны с большим сопротивлением при проводке – типа Agiia Mepps № 4, 5 уже будут слишком «тяжёлые». Если же рыбачить на сильном течении, то перегрузка будет даже при ловле блесной № 3.

Если же катушка прослужила год или два, то эти нарушения в её работе – результат её «разболтанности». Это означает, что у катушки имеются большие люфты на осях ведущей и роторной шестерён.

Безынерционная катушка представляет собой механическую систему, состоящую из двух взаимно перпендикулярных осей. На одной оси находится ведущая шестерня катушки, именно её мы приводим в движение, вращая её ручку, с которой она жёстко связана. Вторая ось, перпендикулярная первой, связана с ведомой (роторной) шестернёй. Соблюдение перпендикулярности этих осей – залог нормальной работы спиннинговой катушки. Это обеспечивается подшипниками, которые надеты на оси этих шестерёнок и фиксированы в корпусе катушки. Из общих технических соображений очевидно, что подшипник должен не только плотно надеваться на шестерню, но и плотно «сидеть» в гнезде. Однако в процессе эксплуатации катушки подшипники могут «разболтаться» в своих гнёздах, что приводит к нарушению перпендикулярности главных рабочих осей катушки и, как следствие, к неправильному взаимному заходу зубьев шестерёнок и их быстрому срабатыванию.

Хочу заметить, что очень часто люфты в роторе и ручке, связанные с неплотной посадкой подшипников в гнёздах, присутствуют даже в новой катушке. Я советую отказаться от приобретения такой катушки, так как у неё очень быстро сотрутся зубья шестерёнок и её плавный ход исчезнет навсегда. Я бы выбрал катушку с более тугим ходом, но с минимальными люфтами. Опыт показывает, что тугой ход у катушки становится более лёгким уже через одну-две рыбалки, когда детали механизма притрутся друг к другу.

Эксплуатация и ремонт спиннинговых катушекДопустим, вашей катушке год или два и у неё уже довольно большие люфты в роторе и ручке. Как сделать, чтобы подшипники катушки плотно сидели на своих местах? Для этого необходимо разобрать катушку и вынуть подшипники из гнёзд. Затем нужно ватным тампоном на спичке тщательно обезжирить гнездо подшипника, и иглой или тонкой проволокой нанести слой клея Cyanopan на боковую стенку гнезда подшипника (фото 2). Необходим слой минимальной толщины. После того как клей высохнет, нужно проконтролировать толщину нанесённого слоя. Для этого надо попробовать вставить подшипник в гнездо. Он должен входить достаточно плотно и не выпадать из гнезда при встряхивании. Если подшипник всё же выпадает, нужно продолжать наращивать слой клея на стенке гнезда, если же подшипник вставить невозможно, то необходимо концом лезвия ножа снять некоторый слой засохшего клея.

Вопрос: У меня катушка Stradic фирмы Shimano. Я разобрал её и смазал, а потом собрал. Катушка работает нормально, но перестал работать стопор обратного хода, хотя я его не разбирал и не смазывал. В чём дело?

Эксплуатация и ремонт спиннинговых катушекОтвет: Стопор обратного хода блокирует вращение роторной шестерни. Ролики стопора зажимают не роторную шестерню, а втулку, надетую на роторную шестерню. Эта втулка в катушках фирмы Shimano состоит из двух цилиндров разного диаметра (фото 3). Ролики стопора составляют половину длины втулки и зажимают его в толстой части, поэтому вполне возможно, что вы поставили втулку не той стороной. Необходимо вынуть втулку и, перевернув её толстой частью вверх, вставить тонкой частью вниз, к катушке.

Вопрос: После того как я провёл профилактику своей катушки Sahara фирмы Shimano, не выключается стопор обратного хода. Переключатель щёлкает, но эффекта нет.

Ответ: Этот вопрос рыболовы задают очень часто. Дело здесь вот в чём. На переключателе стопора обратного хода катушки, в той его части, которая входит в зацепление непосредственно с роллером, находится маленькая втулка. Деталь настолько мала, что её даже не изобразили на сборочной схеме катушки (фото 4). Втулочка свободно надета на тонкую ось переключателя и её очень легко потерять. Без этой втулки стопор обратного хода не будет выключаться. Вместо потерянной металлической втулки можно поставить кембрик, который должен туго надеваться на ось переключателя и свободно входить в паз роллера.

Эксплуатация и ремонт спиннинговых катушекЯ бы посоветовал при первом же снятии роллера с катушки посадить эту втулку на клей, чтобы не было проблем при дальнейших разборках катушки.

Вопрос: Надо ли смазывать роллер стопора обратного хода катушки? Одни говорят да, другие нет.

Ответ: Роллер стопора обратного хода содержит в себе металлические детали, которые трутся друг о друга, поэтому смазывать их, конечно же, надо. Но, с другой стороны, на роллере, стоящем в дорогих катушках Shimano, изготовленных в Японии, написано «No greasy», т.е. не смазывать. Налицо противоречие. Однако разрешается оно просто.

Существительное «greasy» на английском языке означает жир, т. е. густую субстанцию. Соответственно глагол «greasy» означает смазывать густой смазкой, а фраза «No greasy» означает не смазывать густой смазкой. Для полноты изложения добавлю, что для обозначения жидкой смазки в английском языке используется существительное «oii».

Роллер надо смазывать жидкой смазкой. При использовании густой смазки стопор обратного хода может не срабатывать в холодное время. За лето смазка в роллере загрязняется, лёгкие фракции испаряются и она густеет, поэтому перед началом сезона необходимо промыть роллер в нескольких сменах бензина или уайтспирита, дать ему высохнуть, а затем смазать жидкой смазкой.

Вопрос: У меня на верхнем бортике металлической шпули появилось несколько небольших вмятин. Как можно от них избавиться?

Ответ: Вред от вмятин на верхнем бортике металлической шпули заключается в том, что у них обычно острые края и при забросе приманки шнур (леска), задевая вмятину, тормозится и повреждается.

Эксплуатация и ремонт спиннинговых катушекМеталлические шпули сделаны обычно из алюминиевых сплавов. В некоторых катушках шпули сделаны из пластмассы, но передний бортик закрыт металлическим кольцом. Поверхность металлических шпуль проходит специальную обработку, после которой бортик становиться более износоустойчивым. Некоторые фирмы покрывают бортик нитридом титана – очень твёрдым на истирание материалом золотистого цвета. Однако эти покрытия не очень толстые и не защищают металл от царапин и вмятин.

Повреждённую поверхность бортика шпули необходимо заровнять мелким надфилем, зачистить очень мелкой наждачной бумагой и отполировать алмазной или полировальной пастой. Конечно, на шпуле остаётся след после такой обработки, но с этим уже ничего поделать нельзя.

Проще не допускать таких повреждений на шпуле. Для этого необходимо хранить и транспортировать катушку в твёрдой коробке. Дорогие катушки изначально продаются упакованными в твёрдую коробку, например, «шимановская» катушка Stella Millennium находится в коробке из анодированного алюминия, а катушка Royal, выпущенная к 50-летию фирмы D.A.M., помещена в красивую деревянную коробку, отделанную внутри красной мягкой байкой.

Запасные шпули своих спиннинговых катушек я храню в поролоновых чехлах (фото 5). Эти чехлы представляют собой отрезки поролоновой трубы нужного диаметра. Трубы продаются в магазинах сантехники по цене 20-30 рублей за метр. Защищающее бортик шпули кольцо можно сделать и самому. Для этого из старой автомобильной камеры нужно вырезать ленту шириной 2-3 см и склеить в кольцо, которое с небольшим усилием будет надеваться на шпулю. Лучше всего пользоваться клеем Cyanopan – естественно, предварительно обезжирив резину ацетоном.

Часть 1 Часть 2

Отвечал на вопросы: А. Мартыненко
Источник: журнал «Рыболов-Украина»

Похожие публикации

ВХОД ДЛЯ ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ

Войти через социальную сеть

Вконтактевойти Facebookвойти Twitterвойти

Или авторизоваться на нашем сайте

E-mail или Логин:
Пароль:
 

При авторизации на сайте Вы можете ввести как свой логин, так и адрес электронной почты. После ввода данных нажмите на кнопку «Войти».

Если Вы хотите зарегистрироваться или восстановить пароль, воспользуйтесь ссылками, размещёнными ниже.

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕВОССТАНОВЛЕНИЕ ПАРОЛЯ

ОТПРАВИТЬ ДОКУМЕНTЫ

УСЛОВИЯ ОТГРУЗКИ ТОВАРА СО СКЛАДА

ОПИСАНИЕ МОДЕЛИ

ИЗОБРАЖЕНИЕ ТОВАРА

ЗАКАЗ

СКАЧАТЬ СЧЕТ

ТРАНСПОРТНАЯ КОМПАНИЯ

Настройки

Загрузки

Загрузка заказа из файла

Информация о заказе



Оформляемый заказ не содержит ни одного товара. Для составления заказа перейдите, пожалуйста, на страницу «Каталог товаров».

Информация о заказе

Информация о заказе



Вы должны указать предельную дату поставки.

Пожалуйста, воспользуйтесь настройками режима предзаказа.

СПРАВКА

СКАЧАТЬ ВЗАИМОРАСЧЁТЫ