МЕТКИ

Ручки безынерционных спиннинговых катушек

Ручку маслом не испортишь.

Перефразируя известное выражение одного политика, можно сказать, что ручка – не первая деталь катушки, но и не вторая. Вращая ручку, мы приводим в движение весь механизм катушки, заставляя вращаться главную шестерню, а уже она инициирует движение других шестерёнок, ответственных за вращение ротора и подачу шпули вперёд-назад для равномерной укладки лески. Используя тактильные ощущения при вращении ручки, мы можем диагностировать состояние внутреннего механизма катушки: смазана ли она, не велики ли люфты между деталями механизма катушки, каково состояние подшипников и т. д.

Ручки безынерционных спиннинговых катушек

Для предметного разговора об этой важной детали спиннинговой катушки приведём общую схему ручки с названиями её частей (фото 1).

Ручки безынерционных спиннинговых катушек

Наиболее часто применяющиеся конструкции ручки можно разделить на три типа по способу их складывания для транспортировки:

  • 1-й тип – ручка складывается при неполном откручивании зажимного винта (фото 1);
  • 2-й тип – ручка складывается при нажатии специальной кнопки в узле 4 (фото 2);
  • 3-й тип – ось ручки представляет собой винт, и ручка складывается его вывинчиванием из отверстия с резьбой в оси ведущей шестерни при зажатом ладонью роторе катушки (фото З).

Ручки безынерционных спиннинговых катушек

Мои первые безынерционные катушки отечественного производства «Дельфин», «ЛЭМЗ» и «Орион» были оснащены ручками третьего типа. Интересен тот факт, что силовые модели катушек ведущего производителя рыболовных снастей – фирмы Shimano также оборудованы ручками этой системы.

Ручки безынерционных спиннинговых катушекНаиболее часто выходящей из строя деталью ручки является ось грибка. Особенно это касается ручек, у которых пластмассовый грибок вращается непосредственно на металлической оси, а наружное отверстие не закрыто заглушкой. Поэтому ось грибка наиболее подвержена загрязнению. Частички грязи, песчинки представляют собой твёрдые образования, которые легко вдавливаются в пластмассу грибка, образуя абразивную поверхность, очень быстро стачивая ось. Простейшей профилактической процедурой для таких ручек является частое промывание и смазывание этого узла жидким маслом, также будет не лишним закрыть отверстие в грибке заглушкой из резины, поролона или герметика (фото 4). В последнее время конструкторы учли эту неприятную особенность пары «металл-пластик», и появились ручки, не имеющие пластмассовых грибков. В этих ручках обязательно присутствует заглушка, металл трётся о металл, а в некоторых даже стоят два шариковых подшипника. Но всё равно смазывать их хотя бы раз в месяц необходимо.

Также часто выходит из строя кнопочный узел складывания ручки в транспортное положение. Причина этого до обидного банальна. Складывая такую ручку, мы обязательно должны нажать кнопку, а когда мы переводим ручку в рабочее положение, то просто отводим её в сторону, при этом подпружиненная кнопка со щелчком занимает фиксирующее положение. Эта процедура, повторенная многократно, приводит к стиранию прямоугольных граней в запорном механизме узла, и он рассыпается на составные части. После этого единственный выход – блокировка узла, и ручка уже не складывается. А всего-то и нужно было – при раскладывании ручки в рабочее положение нажимать на фиксирующую кнопку и отпускать её, когда ручка заняла рабочее положение.

Ручки безынерционных спиннинговых катушекДовольно часто рыболовы ломают зажимной винт (деталь 6 на фото 1), пытаясь его затянуть, чтобы убрать продольный люфт в ручке, возникающий в процессе эксплуатации катушки. Этот люфт устраняется совсем другим методом, а затягивание зажимного винта приводит только к его поломке. Давайте ответим на вопрос, почему дорогие силовые катушки оснащены ручкой 3-го типа. Для этого рассмотрим сопряжение оси ручки с ведущей шестернёй катушки. Обычно ось ручки представляет собой шестигранник или четырёхгранник. Соответственно ось главной шестерни имеет шестиугольное или четырёхугольное отверстие. Хотим мы этого или не хотим, а размеры отверстия чуть больше соответствующих размеров оси. В этом заключается причина люфта ручки, который хорошо ощущается при пошатывании ручки вперёд-назад, если придержать ладонью ротор катушки. В процессе эксплуатации катушек с ручками 1-го и 2-го типа этот люфт только увеличивается. Этот недостаток был не так заметен в катушках старой конструкции с храповым механизмом стопора обратного хода, когда ручка отрабатывала назад градусов на 15. После того как в катушках начали применять мгновенный стопор обратного хода, этот люфт ощущается сильнее, особенно при хватке рыбы. Ручки третьего типа лишены этого недостатка – сопряжение ручки с ведущей шестернёй совершенно лишено люфтов. Ясно, что катушки силового класса, рассчитанные на большие нагрузки, оснащаются только такими ручками.

С помощью ручки можно диагностировать внутреннее состояние механизма спиннинговой катушки. Чаще всего спиннингисты эксплуатируют катушку, совершенно не заботясь о качестве её работы, – крутится, вот и хорошо. И только когда катушку начинает клинить, они начинают проявлять беспокойство. А ведь приближающуюся преждевременную «старость» катушки можно было заметить значительно раньше и, приняв меры, продлить срок её нормальной работы.

Залог качественной работы внутреннего механизма катушки заключается не только в своевременной смазке, но и в точном сопряжении зубьев ведущей и роторной шестерён. Зазор между зубьями шестерёнок должен быть минимальным. Как же определить, что этот зазор уже увеличился и требуется некоторая корректировка.

Ручки безынерционных спиннинговых катушек

Поставьте ручку катушки в рабочее положение. Возьмите ручку пальцами у основания возле корпуса катушки (фото 5) и подвигайте её вперёд-назад вдоль оси ручки. Вы почувствуете некоторый люфт. Он должен быть небольшим (0,1-0,2 мм). Этот люфт определяет зазор между зубьями ведущей шестерни и роторной. Если он больше, то необходимо его уменьшить путём подбора подгоночной шайбы (или нескольких), которая ставится между подшипником и ведущей шестернёй катушки. Отмечу, что в любой катушке эти шайбы имеются, то есть при изготовлении такую подгонку проводили, но в процессе эксплуатации зазор увеличивается и требуется его корректировка с помощью установки дополнительных шайб.

Всё изложенное выше отрабатывалось на катушках фирмы Shimano, которые верой и правдой служат мне уже много лет.

Автор: А. Мартыненко
Источник: журнал «Рыболов-Украина»

Похожие публикации

ВХОД ДЛЯ ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ

Войти через социальную сеть

Вконтактевойти Facebookвойти Twitterвойти

Или авторизоваться на нашем сайте

E-mail или Логин:
Пароль:
 

При авторизации на сайте Вы можете ввести как свой логин, так и адрес электронной почты. После ввода данных нажмите на кнопку «Войти».

Если Вы хотите зарегистрироваться или восстановить пароль, воспользуйтесь ссылками, размещёнными ниже.

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕВОССТАНОВЛЕНИЕ ПАРОЛЯ

ОТПРАВИТЬ ДОКУМЕНTЫ

УСЛОВИЯ ОТГРУЗКИ ТОВАРА СО СКЛАДА

ОПИСАНИЕ МОДЕЛИ

ИЗОБРАЖЕНИЕ ТОВАРА

ЗАКАЗ

СКАЧАТЬ СЧЕТ

ТРАНСПОРТНАЯ КОМПАНИЯ

Настройки

Загрузки

Загрузка заказа из файла

Информация о заказе



Оформляемый заказ не содержит ни одного товара. Для составления заказа перейдите, пожалуйста, на страницу «Каталог товаров».

Информация о заказе

Информация о заказе



Вы должны указать предельную дату поставки.

Пожалуйста, воспользуйтесь настройками режима предзаказа.

СПРАВКА

СКАЧАТЬ ВЗАИМОРАСЧЁТЫ